Управление эффективностью деятельности компании. Оценка деятельности подразделений
Стратегическая цель и стратегическая карта компании
В соответствующем (одноименном) разделе описываются принципы:
- формулирования стратегической цели компании
- сбора информацию в стратегическую карту компании
Пример стратегической карты приведен на рисунке ниже.
Если «BSC: стратегическая карта» заменить на формулировку стратегической цели, то представленный на Рис. 1 шаблон вполне уместен для применения. Он наглядно отображает комплексную результативность по всем процессам компании.
Конечно же очень хочется все сделать правильно и отталкиваться от стратегии бизнеса, декомпозировав которую получить системы показателей, оценивающих все процессы деятельности. Но данный правильный путь может оказаться слишком долгим и к моменту реализации подобного подхода (более года!) могут измениться стратегические приоритеты и большинство результатов окажутся не пригодными к внедрению.
В рассматриваемой технологии мы будем отталкиваться от описания в терминологии Kpi’s текущей деятельности компании, фиксировать сложившиеся законы бизнеса. Первоочередная задача – «подхватить и удержать» то, что есть. При этом мы получим хорошую аналитику для формулирования стратегической цели.
Подробнее в разделе «Стратегическая карта компании»
Оценка эффективности основных процессов
В категории «основные процессы» мы рассмотрим:
- Продажи
- Производство
Если выбрана методология Balanced Scorecard, то показатели, наполняющие kpi-модель деятельности подразделений, классифицируются по перспективам, что позволит легко собрать сводную стратегическую карту компании. Это ключевое замечание.
Так как проектирование показателей оценки деятельности подразделений, реализующих данные процессы, обычно не вызывает особой сложности, эти методики будут выложены в последнюю очередь
Оценка обслуживающих процессов
Подразделения, которые отнесены к категории обеспечивающие процессы:
- Управление финансами и экономикой (бухгалтерия в том числе).
- IT-Департамент
- HR-департамент
- Юридический отдел
- Административно-хозяйственный отдел
- Секретариат
Несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются разработчики системы оценки персонала при формировании kpi-моделей процессов, перечисленных выше подразделений, показатели оценки деятельности вполне очевидны и они легко группируются даже в перспективы.
Все материалы, описывающие технологию проектирования системы оценки эффективности обслуживающих подразделений выложены в разделе “Оценка обслуживающих подразделений“.